Говоря о такой замечательной вещи, как 3D-граффити, следует вспомнить две вещи.
Первая . соотношение искусства классического и актуального в координатах времени. Классическое искусство находится всегда в моменте настоящего. Поскольку это, чаще всего, вещь: картина или скульптура, она может длиться во времени очень долго. У идеи классического искусства всегда есть вещное воплощение.
Актуальное искусство, это, чаще всего, акция, некий жест. Несомненно, идея этого жеста может иметь сравнимый с идеей, скажем, картины, вес.
Но жест случился, кончился, его больше нет. А картина осталась. Как быть?
И тут к нам на помощь приходит понятие документации . Ясно ведь, что дабы об акции, или перформансе не забылось через пять минут, чтобы распространить информацию, необходимо тщательно записать, что это было, и сфотографировать, как это было.
А что, если жест искусства не растянут на столетия, как картина, не сжат до размеров нескольких минут, как перформанс, а распылён на секунды, так, что всего целиком и не углядеть?
Вот здесь нормальный человеческий язык уходит погулять куда-нибудь далеко, и его место занимает нечто нечеловеческое, но эффективное.
И это эффективное нам вещает, что, теоретически, мы не можем восстановить движение посредством положений в пространстве или мгновений во времени, то есть через неподвижные срезы.
Мы восстанавливаем его, проецируя на позиции или мгновения отвлеченную идею последовательности, придавая им механический, однородный и универсальный характер, скопированный с пространства и одинаковый для всех движений. И в этом случае мы не можем уловить движения. С одной стороны, как бы близко мы ни рассматривали два мгновения или позиции, движение всегда будет происходить в промежутке между ними, а стало быть, мы снова его теряем. С другой же стороны, как бы мы ни делили и ни членили время, движение всегда будет происходить в конкретной длительности, а следовательно, каждое мгновение получит собственную качественную длительность. Таким образом, мы должны противопоставлять две не сводимые друг к другу формулы: реальное движение . абстрактная длительность и неподвижные срезы + абстрактное время .
Эта ситуация была в своё время благополучно описана Бергсоном. По счастью, современная фототехника способна нам помочь.
Именно этим и занимаются ребята из славного немецкого города Кёльна. Используя LED светильники, они рисуют в пространстве, с помощью выдержки запечатлевая своё 3D граффити на фотографиях.
Комментарии —